HUMAN интервью / Андрей Скалозубов

Вертолетчик, бизнесмен, человек, занимающийся кузнечным делом, – эти слова, идущие друг за другом, почти наверняка заставят вас уважительно качнуть головой и спросить: «Это все про одного человека?». Действительно, про одного – Андрея Скалозубова, директора мастерской художественной ковки «Кузнечный двор».

Андрей Владимирович, как вы пришли в кузнечное дело?

Я длительное время был вертолетчиком, ныне – офицер запаса. Спустившись, так сказать, с небес на землю, я не утратил любовь к авто- и мототехнике и желание, чтобы моя деятельность так или иначе была связана с огнем. Так я и пришел к этому делу: попались грамотные люди, мы организовали «Кузнечный двор», который теперь способствует моей самореализации.

Как эти люди попались? Случайно?

Нет. Я познакомился с нашим на то время ведущим кузнецом – Алексеем – в Энгельсе. Там же, в промзоне, и появилась первая кузница. Поэтапно мы переместились в Саратов. Нынешнее помещение мы приобрели в начале 2007 года и долгое время приводили его в нужный вид. Некоторые моменты до сих пор стараемся улучшить, поскольку площадь большая и требует технических вложений. Но сейчас для кузницы все оборудовано.

Какие у вас были ощущения после первой ковки?

К сожалению или к счастью, сам я не являюсь кузнецом-умельцем. Но часто, когда нужно успокоить нервы, я люблю приходить в кузницу и смотреть на огонь, на то, как плавится металл. В этом есть что-то магическое, потому что любые стрессы успокаиваются здесь. Я пытаюсь делать что-то и своими руками, но происходит все втайне от ценителей настоящего искусства (смеется), это на уровне ремесленничества.

То есть это не только дело, но и хобби?

Да. Но все-таки первоочередная задача – это организация данного направления, его поддержание и развитие.

Что вы не делаете принципиально?

Мы не делаем двери и простые вещи, которые сварной мастер может создать в гараже. Наша специализация – ручная горячая художественная ковка. По правде говоря, в Саратове немного найдется конкурентов, которые могут наши работы повторить.

Хорошо, тогда что вы делаете с удовольствием?

В последние три года добавилось направление «мебель», что приносит удовлетворение. Основной упор всегда был и остается на строительное: перила, решетки, заборы, ворота – все, что является экстерьером коттеджа. Спрос на внутренние убранства тоже существует. И, видимо, мы являемся единственными, кто занимается разработкой кроватей, банкеток, вешалок, этажерок, столов, стульев. У нас есть свой каталог мебели. Многие в последнее время начали понимать, что кованая мебель – это не что-то грубое, что можно ставить только за городом. Я думаю, сейчас более 50 % наших клиентов покупают ее для своих интерьеров.

Я правильно понимаю, что вы специально работаете немного по старинке, например с горнами вместо газовых печей?

Это было принципиальным решением – не уходить, а повторить методы наших дедушек, которые работали сначала на древесном угле, а затем на каменном. Поэтому никакого газа и технологических вмешательств, кроме сварочных работ, так как соединять детали кузнечным способом – занятие дорогое и длительное. Не думаю, что в нашем городе живут люди, которые будут готовы заказать такую вещь.
— Если я захочу научиться ковать, что мне нужно делать?

С недавних пор мы стали заниматься обучением кузнечному ремеслу. Мы разрабатываем индивидуальные программы. Новички предпочитают месяц, чтобы познакомиться с технологиями, профессиональные же кузнецы приходят на конкретные мастер-классы. По окончании курса, в зависимости от программы, мастера делают розы. Парадоксально, но зачастую у непрофессионала получается не хуже, чем у мастера.

Какова ваша главная цель в бизнесе?
Хочется добиться максимального экономического благополучия, и, думаю, я достигну его. Залогом этого являются правильная организация всех процессов и выпуск качественной ручной работы. Мне хочется доказать саратовским потребителям, что не только в Италии и Китае есть толковые мастера. Хорошо работающая организация с довольными клиентами – это, наверное, самый лучший результат многолетнего труда.

Интервью: Андрей Сергеев
Фото: Александр Бабиченко